Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

К 100-летию З.В. Удальцовой

5 марта 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения известного историка, всемирно известного ученого, заведующего кафедрой истории средних веков исторического факультета МГУ (1982-1986), члена-корреспондента АН СССР Зинаиды Владимировны Удальцовой (1918-1987).

Зинаида Владимировна отдала служению родному историческому факультету МГУ большую часть жизни. Придя сюда студенткой в 1935 году, она связала свою судьбу с кафедрой истории средних веков, где с 1946 года продолжала более чем 40-летнюю преподавательскую деятельность. В 1982 она стала заведующей кафедрой. Оставаясь профессором до последних дней жизни 3.В.Удальцова подготовила более двух десятков учеников, докторов и кандидатов наук. Она явилась основателем школы византиноведения в МГУ. З.В.Удальцова — автор крупных работ по различным аспектам истории Византии — экономике, аграрному и городскому строю, социально-политической эволюции этой страны, идейной и культурной жизни; историографии отечественного византиноведения.

Представленные здесь материалы посвящены личности этого выдающегося ученого и его творческому наследию.

Биография Зинаиды Владимировны Удальцовой

Зинаида Владимировна Мыльцина родилась в Кисловодске в семье местного землевладельца Владимира Амвросиевича Мыльцына и его жены Марианны Дмитриевны, урожденной Абрамовой.

Летом 1931 г. она переезжает в Москву. В 1935 поступила, а в 1940 году окончила исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Здесь сильное влияние на формирование молодого ученого оказали выдающиеся профессора МГУ Е.А. Косминский, С.Д. Сказкин, М.Н. Тихомиров и др. Преддипломную практику проходила у Е.Э. Липшиц. Тема дипломной работы — снабжение Константинополя хлебом при Юстиниане (руководитель Е.А. Косминский). В 1940 г. поступает в аспирантуру при кафедре истории средних веков.

С 1941 по июль 1943 г. была в эвакуации в Бугуруслане Чкаловской (ныне Оренбургской) области, там преподавала в местном учительском институте, а затем в Молдавском педагогическом институте. В 1943 г. вступает в КПСС. С 1944 г. по 1948 г. преподает в Высшей партийной школе.

В 1945 году заканчивает аспирантуру и в октябре защищает диссертацию «Борьба партий в Византии в XV в. и деятельность Виссариона Никейского». На основе диссертации были опубликованы две статьи в только что возобновившемся «Византийском временнике».

С 1946 года работает на кафедре истории средних веков МГУ. В 1968 году была утверждена в звании профессора по специальности «всеобщая история».

С 1949 года — научный сотрудник сектора истории средних веков Института истории АН СССР. В 1955 г. организовала под руководством Е.А. Косминского сектор истории Византии. В 1961—1968 годах возглавляла данный сектор. В 1968–1970 годах была заведующей сектором Института славяноведения и балканистики АН СССР. Участвовала в Международном конгрессе византинистов в Стамбуле в 1955 г.

Подготовлена книга «Италия и Византия в VI в.», обозначенная 1959 г., но реально вышедшая в феврале 1960 г. В мае того же года она защищена в качестве докторской диссертации (оппоненты С.Д. Сказкин, А.И. Неусыхин, М.Я. Сюзюмов), степень доктора утверждена ВАК в 1961 г.

В 1970–1980 годах — заведующая сектором Института всеобщей истории АН СССР, с 1980 по 1987 год возглавляла данный институт.

В 1976 г. избрана членом-корреспондентом АН СССР.

Возглавляла ассоциацию византинистов СССР, а в 1976 году была избрана вице-президентом Международной ассоциации византинистов, состояла заместителем председателя Национального комитета историков Советского Союза.

В 1978–1983 годах — председатель Российского палестинского общества. Иностранный член Саксонской академии наук в Лейпциге (ГДР, 1982).

Велик был международный авторитет З.В. Удальцовой. Она участвовала во всех Международных конгрессах византинистов, начиная с Х по XVII, многочисленных научных конференциях в СССР и за рубежом.

За заслуги в развитии исторической науки и подготовку научных кадров была награждена в 1975 г. орденом Трудового Красного Знамени, в 1981 г. — орденом «Знак Почета», двумя юбилейными медалями и медалью «Ветеран труда». В 1987 г. за участие в создании 13-томной «Всемирной истории» и в 1996 г. удостоена Государственных премий СССР и России.

З.В.Удальцова умерла в 1987 году в Баку. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Избранные труды Зинаиды Владимировны Удальцовой

Будучи учёным широкого профиля, Зинаида Удальцова внесла большой вклад и в изучение истории средневековой Европы в целом. Ею много сделано для разработки ряда теоретических проблем европейского феодализма, в частности проблемы типологизации и развития феодализма в Европе. Под её руководством в качестве ответственного редактора и при её активном участии был опубликован коллективный труд Института истории АН СССР — трёхтомная «История крестьянства в Европе» (1985–1986).

Являлась членом редколлегии сборника «Средние века», журналов «Культура и жизнь», «Новая и новейшая история». Член редколлегии (1953), главный редактор журналов АН СССР «Византийский временник» (1966–1987), «Вестник древней истории» (1977–1987).

Автор свыше 300 научных трудов, посвящённых разным аспектам истории Византии — экономике, аграрному и городскому строю, социально-политической эволюции этой страны, идейной и культурной жизни. Инициатор, ответственный редактор и автор ряда коллективных трудов по истории Византии (История Византии: В 3 т. М., 1967; Культура Византии. Т.1. М., 1984; Т.2. М., 1989). Как византинист участвовала в качестве одного из авторов в нескольких изданиях учебника по истории средних веков для университетов.

Археографика. Выпуск 14. 2023

Журнал

Археографика. Выпуск 14. 2023


Павлюченков Н.Н. Богословие всеединства: от Ф. В.Й. Шеллинга к священнику П.А. Флоренскому.  – М.: Изд-во ПСТГУ, 2023. – 608 с.

Монография

Павлюченков Н.Н. Богословие всеединства: от Ф. В.Й. Шеллинга к священнику П.А. Флоренскому. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2023. – 608 с.

ISBN: 978-5-7429-1458-7

История Церкви


Посмотреть полный текст  Скачать полный текст
Монография представляет собой историко-богословское исследование, посвященное попыткам осмысления метафизики всеединства в русском богословии XIX – первой половины XX в. Рассматриваются труды Ф.В.Й.  Шеллинга, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, В.С. Соловьева, а также представителей академического богословия в России – епископа Михаила (Грибановского) и митрополита Антония (Храповицкого). Показывается, как их идеи воспринимались и творчески перерабатывались священником Павлом Флоренским, "теодицея" и "антроподицея" которого представлены как два последовательных этапа формирования богословской концепции всеединства. С этой концепцией сопоставляются богословские разработки прот. Сергия Булгакова и полемическая реакция на них прот. Георгия Флоровского и В.Н. Лосского. Привлечено большое количество источников, многие из которых еще не исследовались с точки зрения их влияния на отечественное богословие. Книга предназначена для историков отечественной философской и богословской мысли, богословов, философов, а также для всех интересующихся проблемами становления и взаимодействия религиозных идей.

Стародубцев О.В. Православные приходы России в первые годы установления советской власти. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 112 с.

Монография

Стародубцев О.В. Православные приходы России в первые годы установления советской власти. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 112 с.

ISBN: 978-5-7533-1792-6

История Церкви


Посмотреть полный текст  Скачать полный текст
Русская Церковь после потери юридического статуса в Советской России продолжает свое существование на полулегальном положении, и особое значение в этих условиях приобретают православные приходы, в которых продолжается духовное окормление паствы, осуществляется возможная социальная деятельность. Данное издание может быть использовано в духовных учебных заведениях в качестве дополнительной литературы при изучении предметов "История Русской Церкви XX века»" и "Отечественная история".

Археографика. Выпуск 13. 2022

Журнал

Археографика. Выпуск 13. 2022


Smith Frederick E. Transnational Catholicism in Tudor England: Mobility, Exile, and Counter-Reformation, 1530–1580. – Oxford, 2022. – P. xv+280.

Монография

Smith Frederick E. Transnational Catholicism in Tudor England: Mobility, Exile, and Counter-Reformation, 1530–1580. – Oxford, 2022. – P. xv+280.

ISBN: 978-0-19-286599-1

История Церкви


Посмотреть полный текст  Скачать полный текст
Transnational Catholicism in Tudor England details the relationship between transnational mobility and the development of Tudor Catholicism. Almost two hundred Catholics felt compelled to exile themselves from England rather than conform with the religious reformations inaugurated by Henry VIII and Edward VI. Frederick E. Smith explores how these émigrés' physical mobility reconfigured their relationships with the men and women they left behind, and how it forced them to develop new relationships with individuals they encountered abroad. It analyses how the experiences of mobility and displacement catalysed a shift in their religious identities, in some ways broadening but in others narrowing their understandings of what it meant to be 'Catholic'. The author examines the role of these émigrés as agents of religious exchange, circulating new doctrinal and devotional ideas throughout western Europe and forging new connections between them. By focussing particularly upon those individuals who subsequently returned to their homeland during Mary I's Catholic counter-reformation, the study also explores the lasting legacies of these émigrés' displacement and mobility, both for the émigrés themselves as they grappled with the difficulties of re-integration, but also for the broader development of English Catholicism. In this way, Transnational Catholicism in Tudor England deepens our understanding of the complex and sometimes contradictory ways in which exile shapes religio-political identities, but also underlines the importance of international mobility as a crucial factor in the development of English Catholicism and the wider European Catholic Church over the mid sixteenth century.


Публикации 1 - 5 из 105
Страницы:

Литература о Зинаиде Владимировне Удальцовой

Археографика. Выпуск 14. 2023

Журнал

Археографика. Выпуск 14. 2023


Павлюченков Н.Н. Богословие всеединства: от Ф. В.Й. Шеллинга к священнику П.А. Флоренскому.  – М.: Изд-во ПСТГУ, 2023. – 608 с.

Монография

Павлюченков Н.Н. Богословие всеединства: от Ф. В.Й. Шеллинга к священнику П.А. Флоренскому. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2023. – 608 с.

ISBN: 978-5-7429-1458-7

История Церкви


Посмотреть полный текст  Скачать полный текст
Монография представляет собой историко-богословское исследование, посвященное попыткам осмысления метафизики всеединства в русском богословии XIX – первой половины XX в. Рассматриваются труды Ф.В.Й.  Шеллинга, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, В.С. Соловьева, а также представителей академического богословия в России – епископа Михаила (Грибановского) и митрополита Антония (Храповицкого). Показывается, как их идеи воспринимались и творчески перерабатывались священником Павлом Флоренским, "теодицея" и "антроподицея" которого представлены как два последовательных этапа формирования богословской концепции всеединства. С этой концепцией сопоставляются богословские разработки прот. Сергия Булгакова и полемическая реакция на них прот. Георгия Флоровского и В.Н. Лосского. Привлечено большое количество источников, многие из которых еще не исследовались с точки зрения их влияния на отечественное богословие. Книга предназначена для историков отечественной философской и богословской мысли, богословов, философов, а также для всех интересующихся проблемами становления и взаимодействия религиозных идей.

Стародубцев О.В. Православные приходы России в первые годы установления советской власти. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 112 с.

Монография

Стародубцев О.В. Православные приходы России в первые годы установления советской власти. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 112 с.

ISBN: 978-5-7533-1792-6

История Церкви


Посмотреть полный текст  Скачать полный текст
Русская Церковь после потери юридического статуса в Советской России продолжает свое существование на полулегальном положении, и особое значение в этих условиях приобретают православные приходы, в которых продолжается духовное окормление паствы, осуществляется возможная социальная деятельность. Данное издание может быть использовано в духовных учебных заведениях в качестве дополнительной литературы при изучении предметов "История Русской Церкви XX века»" и "Отечественная история".

Археографика. Выпуск 13. 2022

Журнал

Археографика. Выпуск 13. 2022


Smith Frederick E. Transnational Catholicism in Tudor England: Mobility, Exile, and Counter-Reformation, 1530–1580. – Oxford, 2022. – P. xv+280.

Монография

Smith Frederick E. Transnational Catholicism in Tudor England: Mobility, Exile, and Counter-Reformation, 1530–1580. – Oxford, 2022. – P. xv+280.

ISBN: 978-0-19-286599-1

История Церкви


Посмотреть полный текст  Скачать полный текст
Transnational Catholicism in Tudor England details the relationship between transnational mobility and the development of Tudor Catholicism. Almost two hundred Catholics felt compelled to exile themselves from England rather than conform with the religious reformations inaugurated by Henry VIII and Edward VI. Frederick E. Smith explores how these émigrés' physical mobility reconfigured their relationships with the men and women they left behind, and how it forced them to develop new relationships with individuals they encountered abroad. It analyses how the experiences of mobility and displacement catalysed a shift in their religious identities, in some ways broadening but in others narrowing their understandings of what it meant to be 'Catholic'. The author examines the role of these émigrés as agents of religious exchange, circulating new doctrinal and devotional ideas throughout western Europe and forging new connections between them. By focussing particularly upon those individuals who subsequently returned to their homeland during Mary I's Catholic counter-reformation, the study also explores the lasting legacies of these émigrés' displacement and mobility, both for the émigrés themselves as they grappled with the difficulties of re-integration, but also for the broader development of English Catholicism. In this way, Transnational Catholicism in Tudor England deepens our understanding of the complex and sometimes contradictory ways in which exile shapes religio-political identities, but also underlines the importance of international mobility as a crucial factor in the development of English Catholicism and the wider European Catholic Church over the mid sixteenth century.


Публикации 1 - 5 из 105
Страницы: